Кризис на дворе. В рунете активно муссируется тема снижения издержек, автоматизации, перехода на конвейер. Об этом уже
Посмотрите на
При большом количестве клиентов бизнес не пошатнется, если часть из них не заплатит или будет задерживать платежи, как это часто бывает. И мой опыт показывает, что рентабельность как в одном, так и в другом случае примерно одинакова.
А вот когда получили «черный пояс веб-мастера», можно и на большие бюджеты смотреть. Но не обязательно. Работать можно в любом сегменте, где вам комфортно.
15 советов из собственного опыта, которые сделали нас лучше
А теперь 15 советов WebCanape, как построить конвейер и научиться зарабатывать на высоко-конкурентном рынке. Выстраиваю в порядке хронологи, с которой я к ним пришел.
- Вам придется начинать конкурировать за счет цен, будьте готовы снизить цены, чтобы быть самыми дешевыми на рынке. Продержаться придется минимум год.
- Составьте бизнес-план. Запланированные показатели вам придется достигнуть во что бы то ни стало. Это ваше обещание самому себе. Если не выполняете с точностью до 20% и не видите, как это сделать — нужно менять модель бизнеса.
- Узнайте ожидания людей и сформируйте бизнес план не только в соответствии со своими ожиданиями, но и с ожиданиями команды. Если вам кажется нереальным удовлетворить ожидания людей, меняйте команду, которая будет соответствовать ожиданиям или думайте, как перестроить бизнес-план.
- Клиентов всегда должно быть больше чем вы можете обработать. Всегда. Только в этом случае вы сможете думать о повышении эффективности. Скоро это станет ключевым преимуществом в вашем бизнесе. Пусть продажники заваливают вас клиентами. Не отказываетесь, а думайте, что делать с потоком. Дайте им свободу конкурировать за счет цены, а сами думайте о производительности и качества. Научитесь работать с маленькими бюджетами, тогда можно думать о больших.
- Продавайтесь только «своим» клиентам. Если клиент не соответствует вашему типовому тренду — отказывайте ему, несмотря на кучу предлагаемых денег. Вы не сможете на нем заработать. Вы только отсрочите свое развитие на несколько месяцев.
- Всегда ищите «узкие места» и начинайте оптимизацию только с них. Ваша пропускная способность равна пропускной способности «узкого звена», а не всей системы.
- Детально регламентируйте работу, вводите нормативы и постоянно анализируйте результаты.
- Роботы могут делать почти все, кроме творческой и аналитической работы. Не жалейте денег на автоматизацию. Скоро это станет главным вашим преимуществом.
- Растите сотрудников с нуля. Человек быстрее принимает ваши ценности и требования, если он только начинает профессиональную карьеру.
- Сначала принимайте стратегические решения, а потом детально думайте, как их выполнять. Возможно достичь всего (или почти всего). Если действовать наоборот, то вы не сдвинетесь с места.
- Сформулируйте свою стратегию и объясняйте ее команде. Далеко не все готовы понимать, почему вы не повышаете цены, почему вы работаете на потоке, и что это дает.
- Придумайте систему, которую выгодней выполнять, чем обмануть. Человек всегда будет думать, как обмануть систему. Не позволяйте этому случиться. Например, чем больше программист отработает часов, тем больше у него премия. Но при этом, чем больше отработает программист часов, тем меньше рентабельность проектов и тем меньше премия у менеджеров. Менеджеры всегда будут контролировать, чтобы программисты работали эффективней.
- Прислушивайтесь к людям, которые постоянно ворчат и могут системно рассказать вам свое видение проблем. Это люди, которые смогут развивать компанию. Дайте им шанс попробовать это сделать.
- В бюджетном сегменте «на потоке» зарабатывают не на новых клиентах, а на постоянных. Придумайте абонентские услуги и уделяйте им особое внимание.
- Умейте объяснить всем, что конвейер и поток — это хорошо, и никак не отражается на качестве, разве что только в лучшую сторону.
Это промежуточные выводы, к которым я пришел на собственном опыте.
Но не все так сказочно. Со стабильной работой конвейера необходимо постоянно поддерживать высокий стабильный поток заказов, прокачивать маркетинг, развивать школу программистов, менеджеров и многое другое. Нас накрывает новая волна.
Василий Чуранов и команда WebCanape